Психологическая готовность к школе

И чем лучше будет школьник подготовлен у новому учебно­му году, тем легче для него (отчасти и для родителей) прой­дет первая четверть, тем более успешным будет «врабатывание» в учебный процесс.
На что же в первую очередь обратить внимание? На сос­тояние организма в целом, и особенно на нервную систему ре­бенка. Не забывайте о том, что абсолютно здоровая нервная система имеется только у 20-25% 6-летних детей…

Многие родители могут спросить: «А что остальные, зна­чит, ненормальные?» Нет, речь идет не о больных шизофренией или эпилепсией, олигофренией или психопатией (хотя по совес­ти говоря, они тоже нуждаются в особой подготовке к школе). Хотелось бы в первую очередь дать совет родителям тех детей, которые пока еще в основном здоровы, но имеют те или иные небольшие невротические нарушения.

Прежде чем принимать какие-либо решения и планировать самые замечательные и полезные мероприятия относительно своего ребенка, постарайтесь получить о нем максимум инфор­мации и хоть как-то систематизировать ее. Например, внима­тельно отнеситесь к тому, как он переносит длительную поез­дки в транспорте, жару и духоту, как часто бывают у него го­ловные боли и головокружение (общая неполноценность головно­го мозга, но необходимо уточнить — т.е. исключить еще и бо­лее специфическую патологию, например, внутричерепную гипер­тензию, ассиметрию, очаги патологического и эпилептического характера и т.д.); насколько сильно и часто проявляются вспыльчивость и раздражительность, резкие колебания настрое­ния (от хорошего к плохому и наоборот), снохождение и вскри­кивание по ночам, затрудненное засыпание и раннее пробужде­ние, поверхностный сон с частыми пробуждениями, боль в сер­дце и сердцебиение, неприятные сновидения, пониженный аппе­тит и сниженное настроение, подавленность и заторможенность умственная, эмоциональная и двигательная (невротические и психопатические явления). В ряде случаев, в зависимости от вида патологии, рекомендуются определенные диетические огра­ничения в приеме пищи и жидкости, в режиме труда и отдыха, в видах развлечений и спортивных игр, в стиле взаимоотношений с ребенком, в просмотре телепередач и занятиях компьютерными играми и т.д.

Стоит детально выяснить причины частых уединений, если тако-вые имеют место. Хорошо бы оценить степень общей подвиж­ности вашего ребенка, а также утомляемость физическую и пси­хологическую; уточнить какие виды ситуаций в наибольшей сте­пени раздражают или утомляют, вызывают дискомфорт или выби­вают из привычной колеи (косвенные признаки наличия тех или иных психических заболеваний). У многих детей часто бывают различные страхи — темноты, замкнутого пространства и т.д. Желательно подробно представлять взаимоотношения вашего ре­бенка с его товарищами — сколько у него друзей, кто они, ка­кие общие интересы их объединяют; насколько ваш сын или дочь стремятся быть лидером или занимают пассивную роль ведомого. Небезынтересно представлять и то, насколько ваше детище ис­кренне и откровенно в общении с различными людьми и в том числе с родными (психологические особенности личности с воз­можной ее деформацией).

Проанализируйте своего ребенка, понаблюдайте за ним, за тем, насколько часто в нем проявляются хвастливость и эгоис­тичность, насмешливость и жестокость, упрямство и драчли­вость, капризность и рассеянность, мнительность и лживость, плаксивость и обидчивость. Полученные данные позволят вам понять насколько правильно вы воспитываете своего ребенка и, возможно, приведут вас к выводу, что необходимы принци­пиальные изменения вашей педагогической методики и ваших взаимоотношений с остальными членами семьи, как и их между собой.

Если вы увидели, что у вашего ребенка достаточно много имеется вышеперечисленных отрицательных качеств, то возмож­но, что визит к психотерапевту поможет выяснить реальную причину некоторых особенностей поведения школьника. Кроме этого, абсолютно безобидные исследования головного мозга ­электроэнцефалограмма, М-эхо-энцефало-грамма и осмотр глазно­го дна (у окулиста) позволят получить весьма ценную информа­цию об физиологических особенностях функционирования голов­ного мозга вашего ребенка. Много самых различных непра­вильностей поведения на самом деле возникают как следствие нарушений деятельности основных центров мозга. Только спе­циальная медикаментозная терапия может ликвидировать или уменьшить выявленные нарушения.

  • Smru.ua.com © 2013 Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с указание активной ссылки на источник.
  • Яндекс.Метрика