Гиперактивный ребенок

В последнее время учителя и родители вынуждены уделять особое внимание детям с избыточной активностью — нередко сочетающейся с самыми разными нарушениями внимания, проблемами в обучении, поведении, проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Конечно, часть таких детей нуждается в медикаментозном лечении — но большинство из них относится к группе риска СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью). По различным данным, в России от 4 до 34%, а в Европе от 2 до 18% детей, имеющих специфические расстройства поведения и внимания, но информированность специалистов системы образования и родителей о мерах эффективной помощи детям чрезвычайно низка. Несмотря на это, большинство детей с СДВГ имеют хороший интеллектуальный потенциал, о чем свидетельствуют результаты проводимых исследований.

Признаки заболевания

Основными нарушениями при СДВГ являются: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.
1. Гиперактивность выражается в повышенной двигательной активности ребенка. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправлена и часто не имеет мотивации — вследствие этого происходит утомление, которое выражается в раздражительности, истериках, беспричинной плаксивости, часто приводит к травмам из-за нарушения пространственной координации (неловкость, неуклюжесть). Гиперактивный ребенок спит намного меньше здорового даже в младенчестве, без причины суетлив и разговорчив.

2. Дефицит внимания выражается в неспособности сосредоточиться на деталях, долго удерживать внимание, не отвлекаться от основной цели. Малыш также неспособен организовать свою деятельность четко и довести начатое дело до конца. Он часто теряет вещи. Хотя такие проявления иногда встречаются и у здоровых детей. Так в чем разница? При СДВГ проявления этих признаков значительно превышают норму — гиперактивность «зашкаливает», импульсивность перерастает в аффективное поведение. Дефицит внимания приводит к хронической неуспеваемости в школе. И главное, эти признаки присутствуют всегда — в любой ситуации и все время. У здорового ребенка необычное поведение может быть реакцией на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, переход в другую школу, конфликт между ребенком и учителем, сверстниками. Причиной снижения внимания, замкнутости, импульсивности и раздражительности могут быть умственное перенапряжение и страх, завышенные требования со стороны взрослых. Поэтому обязательным критерием при диагностике СДВГ является наблюдение признаков заболевания в поведении ребенка в течение не менее шести месяцев.

3. Импульсивность — это то, что называется отсутствием контроля над своими импульсами. Выделяется когнитивная импульсивность (поспешное мышление) и поведенческая (невозможность подавить свои реакции). Импульсивный ребенок обычно спешит ответить, не дослушав вопроса, его поведение не соответствует принятым правилам, он все время суетится, часто вмешивается, прерывая чужой разговор. Он не в состоянии контролировать и регулировать свои действия. Такие дети часто попадают в опасные ситуации, не в состоянии задуматься о последствиях своих поступков. Импульсивность зачастую выражается в агрессивном и оппозиционном поведении.

Сопутствующими расстройствами у детей СДВГ являются головные боли, тики (судорожное подергивание различных мышечных групп), метеозависимость, разнообразные страхи, высокая тревожность, нарушение процессов чтения и письма. Заметив у ребенка симптомы СДВГ, родители должны обратиться к врачу как можно раньше (желательно не позднее 5—6 лет). Поскольку эти дети не готовы к обучению в 6—7 лет из-за замедления темпов функционального созревания коры и подкорковых структур головного мозга. Систематические школьные нагрузки (особенно в специализированных шкалах и гимназиях) могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитию дезаптационного школьного синдрома. Это, прежде всего, касается мальчиков.

Помните! Если своевременно обратиться к профессиональным специалистам, то можно избежать всех вышеперечисленных проблем, а при правильном лечении ваш ребенок будет счастливым и успешным вместе с вами. Ибо в 50% случаев симптомы переходят в зрелый возраст, и тогда не будет ничего удивительного в том, что ваши взрослые дети вдруг станут вести нездоровый образ жизни. У таких людей могут возникнуть профессиональные и финансовые проблемы, травмы при несчастных случаях и вождении автомобиля, вредные привычки (курение, алкоголизм), зависимость от наркотиков, а также сложности с правовыми вопросами, проблемы в семье, ограниченные достижения в образовании.

Диагностика СДВГ

В основе синдрома дефицита внима ния и гиперактивности (СДВГ) лежат функциональная незрелость и нарушения работы подкорковых структур (базальных гангалиев) и лобных долей коры головного мозга. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей трех, семи и десяти лет. Обычно первые признаки синдрома проявляются с рождения. Дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к свету, шуму, температуре, с трудом засыпают, часто громко плачут без видимых причин. Как правило, они отстают в двигательном и речевом развитии. Начинают переворачиваться, ползать и ходить на 1—2 месяца позже здоровых детей. Они не очень эмоциональны, инертны, пассивны.

В 3—4 года становится очевидна неспособность ребенка сконцентрироваться: он не может дослушать сказку, самостоятельно играть в игры, требующие сосредоточенности. Ребенок любопытен, но не любознателен. Его знания, рассуждения, умозаключения поверхностны, потому что свое «почему» он удовлетворяет первыми словами ответа, не пытаясь постичь суть. Его руки в постоянном движении: что-то мнут, ломают, вертят пуговицы, он выбирает шумные игры, не может усидеть на месте даже во время приема пищи. Раннее обучение чтению, счету, иностранным языкам помимо посещения детского сада в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к дальнейшему отставанию в нервно-психическом развитии.

Ухудшение течения заболевания проявляется с началом систематического обучения в 5—6 лет, когда в детском саду начинаются подготовительные занятия к школе. Если учесть, что этот период является критическим для созревания мозговых структур, то такая нагрузка для гиперактивного ребенка может стать причиной еще большего отставания в развитии.

Если в дошкольном возрасте у детей с СДВГ преобладают: гипервозбудимость, двигательная расторможенность, неуклюжесть, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, — то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и отклонения в поведении. Гиперактивного ученика постоянно укоряют, стыдят, наказывают учителя и родители. В итоге ребенок убеждается, что он самый бестолковый, ни на что не способный, никто его не понимает. Отсюда — ожесточение, агрессия, полная неуправляемость. Как правило, это приводит к правонарушениям, алкоголизму, наркомании в подростковом возрасте.

Лечение и коррекция СДВГ

Врачи и психологи должны провести полное психофизиологическое обследование ребенка с целью выявления формы и степени синдрома, а также сопутствующих расстройств. Затем определить комплексную, индивидуальную программу лечения, включающую: консультирование родителей, работу педагога с ребенком (специальная программа обучения), поведенческую и двигательную терапию, психотерапию.

Медикаментозная терапия не является обязательной составляющей коррекции, так как вопрос о ее эффективности еще мало изучен. Например, применение в США и европейских странах психостимулирующих препаратов сопровождается такими побочными эффектами, как бессонница, раздражительность, головные боли, тошнота, торможение роста, а также зависимость, сходная с наркотической. В России применяются в основном ноотропные средства для улучшения внимания. Другим методом лечения является транскраниальная микрополяризация — воздействие на мозг очень слабым электротоком. Это позволяет активизировать функциональные резервы головного мозга и снижает гиперактивность. Существует еще один метод лечения СДВГ — метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание. Эта электроэнцефалогическая установка предназначена для регистрации биопотенциалов головного мозга, анализ которой точно отражает особенности его функционирования, степень зрелости нервной системы, сбалансированность управления различными частями организма. Данная установка помогает выявить у человека такие серьезные нарушения, как эпилепсия, отставание в нервно-психическом развитии, синдром гиперактивности. Прибор также позволяет давать объективные (в виде цифр и карт) заключения об успешности проведенных лечебных и коррекционных занятий. Достойным примером комплексного подхода к диагностике и коррекции СДВГ является деятельность Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Строгино». При помощи благотворительного фонда «Кто, если не я?» в рамках программы «Гиперактивный ребенок» он оснащен новейшей диагностической и коррек-ционной аппаратурой отечественного производства. Последние десять лет работы весь Отдел в целом занимается проблемой адаптации ребенка к обучению в начальной школе. Более трех тысяч детей с помощью специалистов центра стали полноценными членами общества.

  • Smru.ua.com © 2013 Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с указание активной ссылки на источник.
  • Яндекс.Метрика