Детское воровство

Обнаружив в кармане у чада чужую игрушку родители обычно впадают в панику. Так что же это такое — детское воровство? И как с ним справляться? режде всего надо понимать, что воровством может быть названо лишь сознательное присвоение ребенком собственности, воспринимаемой им как чужая. Что это значит? До 3—4 лет (в зависимости от темпов развития) ребенок вообще не делит мир на «свое» и «чужое». Все вокруг — не просто «свое», но практически является продолжением его личности. Игрушка, которую берет ребенок, становится своеобразным продолжением его руки. В принципе, к моменту кризиса трех лет процесс разъединения «я» малыша и окружающего мира должен быть завершен. И лишь после этого он сможет действительно понять, что такое «чужая» вещь.

Очень часто этому разделению препятствуют сами родители, когда не считаются с тем, что буквально с первых дней у крохи должна быть «своя» собственность, за которую он несет ответственность и которой распоряжается по собственному усмотрению: свой уголок, свои игрушки, своя полка — одним словом, свое жизненное пространство, в которое родители могут вмешиваться только с его разрешения. К тому же нравственные нормы ребенок постигает постепенно, в процессе развития. Совсем еще малыш различает хорошее и плохое только благодаря реакции на его поступки родителей, которые, прежде всего, мимикой и интонацией дают ему понять, какое поведение они поощряют, а какое — нет. Не случайно наказание имеет смысл применять, только когда кроха способен понять, за что его наказали. Маленький ребенок еще не способен понять, что такое собственность. Он активно исследует окружающую его среду, знакомится с миром, и там все «принадлежит» ему.

Преступление или подражание

К возрасту 5—7 лет дети уже вполне способны понять, что берут «чужое». Их на воровство чаще всего толкает слабое развитие воли и нравственных представлений. Тут огромное значение имеет пример родителей или близких. На множество таких «показательных мелочей» мы уже привычно не обращаем внимание — разве преступление принести из офиса пачку бумаги или пару дисков? Ерунда, скажете вы.

Может быть. Но тогда стоит ли осуждать или наказывать малыша, пришедшего вечером домой с садовской игрушкой — ведь там тоже «еще много»… Еще один источник дурного подражания — мультфильмы, где герой все время пытается всех обмануть, обхитрить.

В этом возрасте как раз происходит формирование нравственных представлений ребенка о мире и правилах поведения в нем. Поэтому, если малыш привык воспринимать окружающий мир как место, где всего можно добиться лишь хитростью и жульничеством, не стоит удивляться, если он и будет вести себя соответствующе. Этому же учат ребенка и взрослые, постоянно ведущие разговоры о том, какого успеха в нашем обществе добились «воры», «взяточники» и т.п. Любой человек хочет быть успешным — и малыш непременно запомнит, как надо себя вести, чтобы добиться успеха.

SOS, или Как напомнить о себе миру
После 7—8 лет уже можно говорить о воровстве как сознательном поступке. В этом случае, конечно, прежде всего, надо разобраться в причинах, толкнувших ваше чадо на «преступление».

Одна из самых распространенных причин, как ни странно, попытка завоевать расположение окружающих. Ребенок залез в мамин кошелек, например, чтобы купить конфет для друзей. Чаще всего это делают те, кто страдает заниженной самооценкой, плохо адаптирован к жизни в детском коллективе, не умеет общаться, играть, дружить со сверстниками или попал в компанию, где деньги (или их детский эквивалент — сладости, игрушки) являются источником ценности личности. В этом случае наказывать ребенка бессмысленно — ему надо помочь научиться общаться с ребятами, стать им интересным, а не покупать их дружбу и уважение (это все равно бесполезно — чем раньше малыш усвоит эту истину, тем легче будет ему жить на свете). Возможно, ребенок просто не догадывается, как и чем другим он может быть «полезен» своим одноклассникам. Наказание же еще сильнее утвердит его в мыслях о собственной никчемности…
Очень часто домашнее воровство — своеобразный «крик о помощи» ребенка. Обычно это происходит в семьях, где общение с детьми строится чисто формально: покормить, одеть, узнать об оценках, — и ребенок не получает необходимого эмоционального контакта со взрослыми. Тогда воровство становится способом привлечь внимание к себе, своим потребностям и проблемам, заставить родителей «потратить» на себя время (пусть даже негативным образом), напомнить о своем существовании.

Профилактика воровства

Прежде всего, никогда не проходите мимо ситуаций, которые могут быть рассмотрены как потенциальное воровство. Например, ребенок собирает игрушки в песочнице и по ошибке прихватывает и чужие формочки. Ваши действия: выньте их из сумки и спокойно скажите: «Это — чужое. Чужое брать никогда нельзя, и нам оно не нужно, если тебе очень хочется иметь такие игрушки, давай купим тебе такие же». А потом, на «трезвую голову», вы можете предоставить ему выбор, что купить: мороженое или понравившееся ведерко. Если «чужое» обнаружилось уже дома, когда вы выкладывали игрушки из коляски, на следующей прогулке обязательно верните игрушку хозяину с извинениями или положите в песочницу (если хозяин неизвестен). Если ребенок принес игрушку из детского сада, поинтересуйтесь, спросил ли он разрешения. Есть группы, где игрушки домой брать можно, а есть — где нельзя. Если нельзя, утром (а лучше, если есть время, сейчас же вечером) возьмите малыша за руку и вместе с ним верните игрушку со словами: «Вот, Петя взял игрушку, мы возвращаем ее и просим прощения. Больше такое не повторится». При этом не стоит ругать ребенка, кричать, что теперь из него вырастет настоящий преступник… Лучше просто сказать, что вы очень расстроены, что такой хороший и честный малыш совершил неблаговидный поступок. Наверное, он просто не подумал или забыл правила детского сада.

Для детей постарше — начиная с первого класса — очень важно умение обращаться с деньгами и наличие собственных денег. Количество их, конечно же, зависит от бюджета семьи, пусть это 10—15 рублей в день, но у ребенка будет возможность распоряжаться ими по собственному усмотрению. Выдавать эти деньги лучше всего на неделю, чтобы он привыкал рассчитывать: в случае растраты «на пустяки» до конца недели он останется без денег и в следующий раз, действительно, призадумается, стоит ли съедать пять шоколадок сразу или покупать себе сто пятый пистолетик. Только имейте в виду, что расходы на дорогу, необходимые учебные материалы, еду в карманные деньги самостоятельного пользования включать ни в коем случае нельзя. Это — сумма на его личные нужды.

Как вести себя родителям маленького «воришки»

Во-первых, всегда помните правило «не пойман — не вор». Даже если, с вашей точки зрения, кроме ребенка украсть было некому, у него есть право на «презумпцию невиновности». Поэтому, вместо того чтобы подозревать, обвинять и ругать свое чадо, лучше выскажите вслух свое огорчение и недоумение по поводу обнаруженной пропажи, поделитесь с ним теми трудностями и проблемами, с которыми теперь вам придется столкнуться: например, «откладывала деньги, чтобы пойти с тобой в развлекательный центр, купить новую компьютерную игру (или чем увлекается ваш отпрыск), а теперь они куда-то делись из шкатулки, не могу найти. Даже если ребенок не вернет деньги, он обязательно задумается над тем, чего лишил и вас, и себя.

Оставляйте ребенку «путь к отступлению». Если после вашей речи он «подбросил» украденное, не акцентируйте на этом внимание, а просто порадуйтесь тому, что пропажа обнаружилась. Лучше через пару дней найдите возможность доверительно поговорить с ним о его потребностях. Возможно, есть что-то серьезное, чего вы не учли или не сочли достойным родительского внимания, что его беспокоит. Если же все-таки вы убедились в том, что ваш ребенок начал воровать, обязательно разберитесь в реальных причинах этих поступков. Психологи и социологи уверенно утверждают, что преступниками могут стать (а именно этот ужас сразу же приходит в голову родителям, столкнувшимся с подобной проблемой) только те дети, которые четко усвоили, что их проблемы решаются вполне продуктивно именно с помощью воровства. И никакие наказания их в этом не разубедили. Там же, где родители нашли в себе силы, такт и чуткость разобраться в случившемся, оно проходит как одноразовая случайность.

Украденную же вещь нужно обязательно вернуть владельцу или возместить ему ущерб каким-то иным способом. При этом лучше всего, чтобы ребенок сделал это сам. Если он мал или очень боится и стесняется, то с вашей помощью и поддержкой. А после этого просто забудьте о печальном происшествии и ведите себя так, как будто ничего не происходило.

Главное правило поведения взрослых в случае возникновения любых сложностей с детьми — создать у них твердую уверенность в том, что родители могут и будут его поддерживать, понимать, готовы помогать и сотрудничать, а не кричать и хвататься за ремень.

  • Smru.ua.com © 2013 Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с указание активной ссылки на источник.
  • Яндекс.Метрика