Воспитываем талантливого ребенка

Практически каждая женщина, когда у нее рождается ребенок, считает, что ее малыш самый лучший, талантливый, и быть может, даже гениальный. И действительно, ну разве это не талант – так ловко засовывать пятку в рот, в мгновение ока выкидывать ртом пустышку на расстояние нескольких метров, издавать такие напевные звуки, которые лучше всяких музыкальных шедевров. Но почему в большинстве случаев это умиление испаряется, как только ребенок подрастает? Почему нас не радует и не восхищает, что ребенок целыми днями напролет играет в футбол и делает с мячом настоящие чудеса; старается как можно выгоднее обменять свои старые игрушки на другие нужные для себя вещи; постоянно пытается залезть в самые внутренности компьютера, часто его ломая и собирая вновь? Повзрослевший ребенок, как правило, уже не слышит, какой он чудесный и талантливый, а мы все чаще ругаемся на своих детей, называя их лоботрясами, бездельниками, бездарями и другими нелицеприятными выражениями. Таким вот образом с самого детства и пропадает большинство талантов: выдающиеся спортсмены, финансовые гении и знаменитые программисты, и вырастают из них самые заурядные личности, даже не догадываясь, что в них «зарыт» какой-то талант.

С полной уверенностью можно сказать, что все дети талантливы, но стоит особенно подчеркнуть, что люди талантливыми не рождаются, а становятся в процессе жизни, грамотного воспитания. И задача всех родителей – найти в ребенке этот талант и развить его. Но это совсем не означает, что взрослые должны усиленно воплощать в детях свои несбывшиеся мечты и амбиции или все воспитание направить на активный поиск таланта, забывая про другие важные стороны развития ребенка. Безусловно, что вина за то, что ребенок пополнил ряды заурядных детей, подростков, взрослых полностью лежит на родителях. Согласно подсчетам ученых, на десять тысяч человек приходится одна выдающаяся личность, а из тысячи выдающихся личностей гениальным человеком становится только один. Поэтому нельзя путать развитие и воспитание в ребенке талантов и превращение ребенка в вундеркинда – это две разные вещи. И именно первый вариант под силу каждому взрослому, если, конечно, он этого захочет и будет активно этим заниматься. Ведь очень часто бывают такие случаи, когда, кажется, талант ребенка лежит на поверхности, его просто надо заметить и раскрыть, но в череде серый будней нередко родители привыкают к способностям ребенка, не считая его за талант, или еще хуже, целенаправленно пытаются «перепрофилировать» талант ребенка в совсем другую область, которая по мнению взрослых является более перспективной.

Если проследить биографию великих людей, то можно найти множество историй, когда они были вынуждены самостоятельно развивать свои способности, свой талант, порой даже ценой своих отношений с близкими и родными. Многие великие люди, вопреки желанию родителей, избирали свой собственный жизненный путь, тесно связанный со своими уникальными способностями, прикладывали все усилия, чтобы не стать заурядными домохозяйками, скучными бухгалтерами, «благополучными» чиновниками. Как сказал Экзюпери, что самое страшное в воспитании состоит в том, что «в каждом ребенке может быть убит Моцарт». Если родители не будут создавать своему ребенку условий для развития его способностей, сетуя, что природа его ими не наделила, то это означает, что они оставляют своего ребенка без талантов.
Что же такое талантливость, гениальность и одаренность, это одно и то же или они чем-то отличаются?

Талантливость, гениальность, одаренность

Очень часто мы смешиваем эти понятия, считая, что они имеют одинаковое значение. Но это не так. Поэтому талантливый ребенок, гениальный ребенок и одаренный ребенок – это на первый взгляд одинаковые, но в то же время разные дети. В чем состоит их различие?

Талант – это определенные способности ребенка, которые возможно раскрыть через их развитие, но сначала нужно определить, в какой сфере у него большие способности, к чему он проявляет особый интерес, в какой деятельности у него отмечаются большие успехи. То есть талант нужно найти и реализовать его, а талантливые дети – это такие дети, у которых раскрыты их способности к той или иной деятельности.

Но талантливый ребенок не обязательно может быть одаренным. Одаренные дети – это дети, которые значительно превосходят по своему интеллектуальному развитию своих сверстников, например, они за один год могут с легкостью пройти образовательную программу, рассчитанную на несколько лет обучения. Одаренные дети могут уже в тринадцать лет и даже раньше поступать в университеты. Как правило, одаренность ребенка проявляется уже с самого раннего детства, ее не надо раскрывать, она видна сразу же. Например, ребенок в четыре года рисует превосходные пейзажи, играет на нескольких инструментах, решает сложные математические задачи и так далее. Одаренность – это дар не столько от родителей, сколько от природы. Нередко у самых заурядных взрослых рождаются одаренные дети.
Но при этом не все одаренные дети могут стать гениями. Гениальность – это предельно высокая степень развития какого-то дара, способности, таланта. Далеко не всех выдающихся личностей прошлых лет и современности можно назвать гениями. Гениальных людей единицы. Безусловно, что гений – это незаурядная личность, которой по большому счету не нужны даже учителя, такой человек все познает самостоятельно. К сожалению, не все гении бывают признанными, иногда это происходит через много лет после их смерти. Стоит отметить, что гениальные люди несколько странноватые, потому что известно, что гениальность граничит с помешательством (сумасшествием), и при некоторых жизненных обстоятельствах гений может превратиться в психически больного человека.

Воспитание таланта у детей до двух лет

Самым важным периодом в воспитании и раскрытии у ребенка талантов является самое раннее детство – с рождения и до двух лет. К сожалению, многие родители этого не знают, и пока ребенок еще совсем маленький, заботятся лишь о его кормлении и оберегании от болезней. Именно во время этого периода необходимо вложить в ребенка как можно больше, если этого не будет сделано, то, скорее всего, существующие таланты уже не раскроются никогда. Естественно, что начинать изучать математику и чтение, когда ребенку еще не исполнилось и года, бессмысленно. Существуют определенные методики раннего развития, которые и необходимо использовать при воспитании в ребенке талантливости. Ребенок в первые недели своей жизни получает информацию через зрение и слух. Учитывая это, с ребенком очень важно как можно больше разговаривать во время его бодрствования, объяснять ему, что его окружает и для чего все это нужно. Конечно, ребенок в таком возрасте ничего не понимает, но все это откладывается в недрах его головного мозга и обязательно всплывет в нужный момент, когда малыш станет постарше.
Не стоит путать такие рассказы родителей об окружающем мире с банальным «сюсюканьем», которое не способствует, а наоборот уничтожает в ребенке талантливые задатки. Следует подчеркнуть, что под «сюсюканьем» подразумевается не нежность и не родительская ласка, в которой нуждается каждый ребенок. Наряду с общением, ребенку очень важно демонстрировать окружающие предметы, вещи, картинки, сопровождая это рассказом. Информации должно быть минимум, на простом, но не примитивном языке. Здесь главное – не перестараться, а то процесс воспитания талантов превратиться в обучение с пеленок. Кроме этого, для малыша очень важен тактильный контакт, осязание. Это ласковые мамины поглаживания, легкий массаж пальчиков и ладошек, полезно давать малышу в руки игрушки, которые отличаются на ощупь: гладкие и шершавые, мягкие и твердые и так далее. Много информации новорожденный получает именно через осязание, поэтому в настоящее время активно ведется пропаганда, чтобы при пеленании ребенка руки оставались свободными, чтобы они могли осязать маму, бутылочку для кормления и другие предметы.

Согласно исследованиям, проведенными учеными Гарвардского университета, все здоровые дети до десятимесячного возраста равны по своему развитию, у них одинаковые задатки и возможности. После этого времени уже можно заметить разницу в развитии, особенно если с малышом занимаются. Согласно исследованиям, проведенным в нашей стране, дети, акцент на развитии которых был сделан в возрасте от года до двух лет, становятся более способными и успешными во время учебы в школе. В современном мире достаточно много печальных примеров, когда ребенок в первые годы своей жизни лишался человеческого общения вообще, или оно было сильно ограничено, или он имел возможность общаться только с животными. Такие дети вырастали умственно отсталыми, детьми – маугли, которые были уже не способны к обучению.

Если родители активно занимаются развитием своего ребенка, то такой же позиции должны придерживаться и остальные члены семьи, чтобы не было противоречий. Например, родители позволяют ребенку доставать из шкафа все книги и просматривать их, расположившись прямо на полу, а бабушка категорически против этого, потому что придется потом все это убирать, а если ребенок еще мал, то могут быть случайно порваны страницы и так далее. К сожалению, приходится признать, что для многих бабушек и дедушек гораздо проще, чтобы их шаловливый внук сидел на диване и ничего не делал, ведь в этом случае можно спокойно посмотреть свой любимый сериал и сделать что-то по дому. Но это типичная тактика «антиразвития», которая губит все таланты ребенка «на корню».

Создание домашней развивающей среды для ребенка

Развивающая среда – это окружение ребенка такими предметами, играми и вещами, которые не бесполезны для ребенка, а активно стимулируют его развитие, тем самым создавая хорошие предпосылки для раскрытия талантов. Чтобы окружающая ребенка среда была действительно развивающей, необходимо обращать пристальное внимание, какие вещи, предметы и изображения располагаются в зоне его нахождения. Итак, что нужно сделать, чтобы детская комната превратилась в развивающую среду? Особенно стоит отметить, что такая среда должна окружать ребенка с самого его рождения.
Во-первых, обратите на стены и потолок комнаты. Бледные обои с абстрактным рисунком, монотонные потолки и шторы – все это является «тормозом» для развития ребенка. Разместите вокруг своего ребенка репродукции картин, но их не должно быть слишком много, достаточно будет несколько штук. При этом обратите внимание, что изображено на картинах, их содержание должно быть понятным для ребенка – поэтому никаких черных квадратов и другой абстракции быть не должно.

Во-вторых, в возрасте пол года дайте своему ребенку в руки карандаш и бумагу, возможно, в маленьком человечке вы раскроете талант художника. Конечно, потребуется огромное количество бумаги и серьезный присмотр за ребенком, чтобы он использовал карандаш по своему прямому назначению. Сначала это будут простые линии, но постепенно он начнет превращать эти линии во что-то конкретное. Некоторые дети, чьи родители не побоялись в таком возрасте дать ребенку карандаши и бумагу, научились рисовать раньше, чем ходить. В этом же возрасте малыша можно начать знакомить и с музыкальными инструментами. Если в семье есть музыканты, то играйте на инструментах, чтобы малыш слышал музыку. Если музыкантов в семье нет, то поможет синтезатор, который может воспроизводить различные звуки путем простого нажатия клавиши. Поднесите малыша к синтезатору, и путь он пробует нажимать клавиши. Так он научится вскоре распознавать звуки, и, возможно, так вы раскроете в нем талант музыканта. В качестве примера достаточно вспомнить Моцарта, который с самого рождения слушал, как мать играет на клавесине. А когда он начал ползать, то первый его путь был до клавесина, который стал первой игрушкой маленького Моцарта и той вещью, которая раскрыла в нем талант музыканта, переросший в гениальность.

В-третьих, когда ваш малыш еще лежит в кроватке и не может самостоятельно передвигаться, показывайте ему изображения букв, цифр, животных и так далее, при этом объясняя, что изображено на картинке. Польза от таких простых занятий просто колоссальная, что и приводит в дальнейшем к развитию способностей у ребенка. Достаточно знакомить малыша в день с 1-2 картинками. Показали одну картинку, рассказали, что это такое, повесили ее над кроваткой, чтобы малыш видел эту картинку. Потом картинка меняется таким же образом. На это потребуется минимум времен и минимум затрат. Таким образом, разместив на стене рядом с малышом полезные картинки, эффект не заставит себя долго ждать. В качестве подтверждения можно привести пример Софьи Ковалевской, чьи родители в силу своего финансового неблагополучия, оклеили стены дома не обоями, а листами из книг с математическими формулами. Софья с самых пеленок смотрела на формулы, что и стало мощным толчком для развития ее математического таланта.

Советы родителям в воспитании таланта и развитии способностей у ребенка

1. Не зря говорят, что интеллект – это дело тонкое, поэтому рекомендуется, чтобы в комнате малыша не было невыразительных обоев, пеленок и одежды с абстрактным изображением, ведь по сути это первые учебные пособия для ребенка, через которые он познает мир.

2. Приобретайте ребенку не бесполезные игрушки, а те, которые будут способствовать его развитию. Если вы не видите в игрушке развивающей ценности, то лучше от нее отказаться, иначе такие игрушки могут вызвать задержку в развитии малыша.

3. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Важно знать, что игры и игрушки, направленные на развитие умственных способностей, ребенку следует давать до обеда, а после обеда другие, которые будут развивать творческие и другие способности.

4. Старайтесь, чтобы каждая минута общения с ребенком была продуктивной. Обратите внимание на свою речь, она должна быть четкой, ясной, ласковой. Беспорядочная, быстрая, нравоучительная речь взрослых – это шаг назад в развитии ребенка. Общение должно быть непринужденным, а не как урок в школе.

5. Когда вы показываете ребенку новую карточку с буквой, цифрой или другими изображением, используйте игровые моменты. Например, при знакомстве с буквой «Б» можно сказать, что ее прислала бабушка, если это буква «Д» — то ее принес дедушка, букву «З» может оставить рядом с домом зайчик и так далее – проявите немного фантазии, и знакомство с новым материалом станет увлекательной игрой.

6. Не мешайте ребенку играть в развивающие игры. Если вы видите, что ваш малыш занят, и ваша помощь ему не требуется, то оставьте его в покое наедине с его играми. Если вы его отвлечете своим присутствием, то ребенок переключится на вас, и игра уйдет на второй план. Именно поэтому обучение в школе исключает присутствие на занятиях родителей.

7. Играйте с ребенком в ролевые игры. Начинать можно с самого раннего детства, а по мере взросления ребенка игры нужно усложнять. Например, когда ваш ребенок еще совсем мал, можно поиграть в «художника», «актера», «врача» и так далее. Когда ребенок подрос, организуйте совместные игры в «президента», «писателя», «бизнесмена» и другие. Взрослые тоже должны принимать участие в таких семейных ролевых играх, детям это помогает раскрепоститься, избавиться от комплексов. Но пусть в вашей семейной коллекции будут игры с полезными ролями, не рекомендуется играть в «бандитов», «казаки-разбойники» и т. п., пусть лучше это будут игры в «Наполеона и Кутузова».

8. Когда ваш малыш еще совсем мал, то расположите над его кроваткой, на стене изображения геометрических фигур, буквы, цифры, животных, цветов, деревьев, но не все вместе, а по отдельности. Малыш будет их разглядывать и запоминать, а рассказ родителей, что изображено на картинках, поможет узнать, что это такое. Это позволяет развить не только кругозор, но и математические способности.

9. Очень познавательной и интересной будет «Игра в Ньютона», в которую можно играть уже в пол года. Суть заключается в том, что малыш сбрасывает с кровати различные предметы и наблюдает, как они падают, чем отличается падение каждой игрушки. Родители помогают своими пояснениями. Такая игра побуждает познавательный интерес к учебе, исследованиям, делает ребенка любознательным.

10. Если вы желаете развить в ребенке музыкальные способности, то поставьте рядом с его кроваткой синтезатор и научите его извлекать различные звуки, комментируя их. Позднее малыш захочет самостоятельно извлекать звуки, выстраивая из них свою мелодию.

11. Пусть в игровом арсенале семьи будет множество открыток с разными изображениями: четкими, но не абстрактными. Эти открытки можно просто класть малышу в кроватку, он будет брать каждую из них и рассматривать. В год можно давать малышу не менее ста картинок. Такие рассматривания необходимо устраивать до обеда.

12. Когда ребенок уже ознакомился с несколькими буквами, цифрами, животными и так далее, то устраивайте игры на закрепление. Попросите ребенка принести ему карточку с буквой «Б», цифрой «5» и так далее. Малыш будет увлеченно искать эти картинки и ползком, не умея еще ходить, носить их маме.
Компьютер может как помочь в развитии малыша, так и навредить ему. Можно допускать ребенка дошкольного возраста за компьютер на 5-10 минут, но чтобы он не играл это время в «стрелялки» и «убивалки», а печатал буквы, цифры, играл в специальные детские компьютерные «развивайки».

13. В полтора года можно начать с ребенком играть в шахматы и шашки. Сначала это будет знакомство с фигурами и целью игры – догнать фигуру, постепенно малыш освоит правила, и можно будет усложнять задачу.

14. Не бойтесь показывать малышу таблицу Менделеева. Можно купить большую таблицу и стелить ее на полу, малыш будет по ней ползать и разглядывать ее. Не нужно малышу читать лекции по химии, а достаточно простыми словами объяснить, что он видит, какие знаки. Возможно, ребенка это очень заинтересует, и вы раскроете в нем талант химика, и он в дальнейшем свяжет свою жизнь с этой наукой.

15. Как только ребенок научится читать и писать, то посоветуйте ему вести дневник, в котором он будет записывать свои впечатления. Можно устроить игру, когда все члены семьи пишут ребенку письма, а он на них отвечает. Это стимулирует воображение, формирует навыки письма. Предложите ребенку сочинять сказки и записывать их на бумагу. Возможно, так в ребенке раскроется талант писателя.

16. Для самоопределения ребенка можно рекомендовать занятия в кружках, секциях, студиях. Но главное – не переборщить. В результате такого творческого поиска ребенок должен выбрать какое-то одно-два занятия по душе и стараться добиваться в них успехов.

17. Во время любой совместной деятельности старайтесь создавать ребенку ситуацию успеха, чтобы ребенок смог показать себя с лучшей стороны, максимально раскрыть свои способности. Не забывайте хвалить за успехи поощрять его на дальнейшее развитие.

18. Как говорят, талантливый человек талантлив во всем, но как показывает реальность, это не так. Поэтому не стоит требовать с ребенка больше, чем он может на самом деле. Например, ребенок имеет музыкальный дар, но у него плохо получается решать бытовые вопросы, или у ребенка художественные способности, но он не может найти общего языка со сверстниками и так далее. Поэтому необходимо делать упор на ту деятельность, к которой у ребенка есть способности, но при этом нельзя забывать и другие – только так может получиться всесторонне развитая полноценная личность. Конечно, те сферы жизни, где у ребенка имеются проблемы, тоже нужно развивать, но не делать на этом акцент, чтобы не дать почву для комплексов.

  • Smru.ua.com © 2013 Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с указание активной ссылки на источник.
  • Яндекс.Метрика