Готовимся к детскому саду

Именно поэтому психологи считают возраст трех лет для малышей наилучшим для поступления в детский сад, где общение в коллективе им гарантировано. Однако социальная адаптация малышей как сложный процесс приспособления к новой среде существования даже в идеальном возрасте трех лет не всегда проходит гладко.

Первый раз

Итак, ребенка первый раз привели в детский сад. Эту картину можно проиллюстрировать простым примером. Представьте… Вот вы вместе с крохой заходите в незнакомое здание. Мама начинает его переодевать, весело приговаривая: «Ну, чего ты испугался? Тут ты будешь играть с детьми, а потом я тебя заберу, вечером». Затем открывается дверь в незнакомое помещение, мама подталкивает ребенка к ребятам, которые играют внутри комнаты с игрушками… Закрыв за собой дверь, мама уходит. Якобы незаметно и якобы чтобы не травмировать ребенка.

Что же происходит с малышом? Ничего толком не понимая, ребенок некоторое время просто стоит в нерешительности, пытаясь разобраться, куда он попал. Затем, сообразив, что мама уже куда-то ушла, он подходит к двери, чтобы последовать за мамой, в надежде на то, что дверь сейчас откроется и она, мама, позовет его. Но дверь закрыта. Он — один. Вдруг откуда-то прямо перед ним возникает воспитательница и начинает ребенка утешать, приглашая к ребятам. Но кроха ее слушать не хочет и начинает плакать. Слезы часто перерастают в истерику, и вот почему:

Ребенка первый раз оставили одного среди чужих ему людей.

Место, в котором он находится, ему неизвестно.

Покинуть это место он не в силах: дверь закрыта, а воспитатель не предлагает ему проводить его к родителям.

Первые три обстоятельства заставляют его испытывать чувство брошенности вкупе со страхом никогда не увидеть родных… Но за что, чем он провинился? Так у ребенка возникает еще одна неприятная ассоциация — детского сада с наказанием за неизвестный проступок. Несправедливость, отчаяние, страх — вот какие чувства испытывают большинство детей во время первого посещения садика. Естественно, что в таком стрессовом состоянии, впервые оказавшись одни, без маминой поддержки, дети теряют и сон, и аппетит, а иногда и интерес к играм с детьми.

Стресс ребенок будет испытывать всякий раз, пока не закончится период его адаптации к новому окружению и даже, если хотите, своему новому статусу. У каждого ребенка этот период длится разное время и проходит свои стадии. И конечно, всем родителям интересно, как свести этот период к минимуму…

Испытание коллективом

Поделюсь своим опытом. Наша Анечка отправилась в детский сад в «идеальном» возрасте по совету моей лучшей подруги — по совместительству детского психолога. И благодаря грамотным советам воспитателей и подруги произошло это достаточно безболезненно. Дело было год назад, Анюте только что исполнилось три… Рассказы мам о том, что «первое время необходимо просто переждать», в неизбежности страданий ребенка меня не убеждали.

Я очень боялась, что первое время у дочки будут проблемы с аппетитом и сном, что моя девочка будет плакать при нашем с ней неизбежном расставании, а путь в детский сад станет настоящим испытанием для моего материнского сердца. К тому же многие знакомые жаловались, что в саду их дети то и дело подхватывают какую-то инфекцию: то бронхит, то отит, то еще что-то… Ведь новый коллектив — это испытание еще и для иммунной системы ребенка, которой необходимо приноровиться к новой микробной среде… Но подруга-психолог, еще когда Анютке был только годик, твердила мне с профессиональной убежденностью: развивай коммуникативные способности с младых ногтей! Ребенок, не имеющий проблем с коммуникацией, вольется в коллектив быстро, болеть в саду не будет, да и вообще — в жизни пригодится…

Пришло время, и я, перечитав массу литературы по данному вопросу, поняла: подруга была абсолютно права. Ребенок, не адаптированный социально и не имеющий контактов с различными микробными средами, имеет слабую иммунную защиту. Поэтому многие дети, имеющие до трех лет мало контактов со сверстниками, попадая в большой коллектив группы детского садика, начинают часто болеть.

Круг общения

Развитие коммуникативных способностей ребенка психологи советуют начинать еще в младенчестве, когда малыш впервые проявляет живой интерес к людям вокруг себя: начинает улыбаться, радоваться приходу мамы, гулить… Уже в этом возрасте малышу важно иметь постоянный круг общения. Для совсем маленького ребенка он может включать только маму и папу. Но в любом случае общаться с малышом должен не один человек, их как минимум должно быть двое. Малыш с самого детства должен уметь находить контакт с разными людьми. Постепенно круг общения расширяется. Детям старше года уже необходимо организовать общение со сверстниками. Пусть малыши пока не играют вместе, но они, несомненно, уже присматриваются друг к другу. В этом возрасте им интересно наблюдать и за старшими ребятами. Находясь в коллективе, они учатся подражать другим детям в играх, копируют эмоции и мимику знакомых людей.

Отличный вариант постепенной адаптации к коллективу сверстников — курсы раннего развития малышей, которые обычно организуют для детей старше года. Если вы не всегда имеете возможность пойти с малышом в гости, где есть дети его возраста, или лишены возможности выкроить часок-другой, чтобы отвести ребенка на детскую площадку, когда там играет много детей, запишите своего кроху на курсы раннего развития для детей соответствующего возраста. К тому же у вас самой появится прекрасная возможность заняться своими делами, пока малыш общается с преподавателями. Посещение таких курсов будет совсем не лишним в случае, когда ваш ребенок по складу своего характера малообщителен, немного замкнут и плохо идет на контакт или у него есть проблемы с речью, освоением новых навыков.

Крошечные курсы

В общем, когда нашей Анютке было полтора годика, мы записались… Первую половину занятий дети в группе активно двигались под музыку: топали, прыгали и хлопали. Вторую — занимались спокойными развивающими играми. Как я и предполагала, занятия дочке понравились, причем сразу, с первого посещения. Придя на занятия во второй раз, она первым делом пошла выбирать себе из общей стопки персональный коврик для занятий, через неделю — просила меня отработать с ней танцевальные упражнения дома, а через месяц — стала просить отводить ее на занятия каждый день… В общем, ходила на курсы как на праздник. Занятия научили ее самостоятельности: отходив на курсы полгода вместе со мной, с двух лет Анюта стала оставаться на все время занятий в группе одна. Нам повезло с педагогом… На самом деле, очень многое зависит о того, насколько грамотно и деликатно будет организовано общение с ребенком взрослого педагога. Хороший контакт у ребенка с воспитателем — это залог не только его любви к саду, но и общего гармоничного развития. В любом случае, если у вас есть выбор, лучше доверить ребенка воспитателю, который с любовью относится к профессии, детям, человеку сдержанному, терпимому и ответственному…

Анюта и дальше ходила бы на курсы, но сами преподаватели посоветовали мне определить девочку с двух с половиной лет в группу неполного дня при детском садике, куда с трех лет она будет ходить на полный день постоянно. Так постепенно ребенок сможет привыкнуть к новому месту.

Я навела справки: действительно, при нашем детском саде существуют ясельные группы неполного дня, которые являются подготовительными при поступлении в детский садик. Малыши старше двух лет остаются с воспитателем всего на пару утренних часов, в течение которых они занимаются в группе. Конечно, за полгода Анютка успела привыкнуть к коллективу курсов развития и первое время тосковала по преподавателям и детям. Поэтому начали мы с совместного посещения ясельной группы. Моя цель была показать дочурке, что и здесь, в садике, довольно интересно, и она вполне может найти себе новых друзей. Первые два занятия я не уходила домой: мы вместе познакомились с воспитательницей и несколькими девочками, пробовали с ними играть на прогулке. Вместе с Анютой мы научили детей новой игре, знакомой дочке по курсам. Я помогала воспитательнице занять детей, чему она, воспитательница, безусловно, была рада — и, наверно, поэтому ничего против моего присутствия не имела. Анюта же чувствовала себя увереннее. А вскоре сама объявила мне, что пойдет в детский сад одна. Кстати, с момента поступления в ясли, словосочетание «детский сад» быстро вошло в наш лексикон и больше не казалось Анюте чем-то неизвестным или страшным.

Летом перед самым поступлением в младшую группу детского сада на полный день мы с Анютой стали оставаться с детьми и на послеобеденное время, чтобы погулять на площадке со старшими детьми. С теми, кто уже ходит в садик на полный день. Вместе с дочкой мы познакомились с новой воспитательницей, расспросили ее, как и что детки делают в течение дня, и решили: целый день в детском саду — это гораздо интереснее, чем те два утренних часа, на которые мы ходим сейчас. Анюта сделала этот вывод сама, после того как подружилась с ребятами.

И вот настала осень. Пришло время отправляться в детский сад. К этому дню мы тщательно готовились всей семьей: заранее выбирали Анюте платье, прикупили пару новых игрушек для садика и даже запланировали на вечер небольшой семейный сабантуй. Первый день, как и ожидалось, прошел без сучка и задоринки: Анюта быстро со мной распрощалась и побежала знакомиться с новыми детьми. Вечером мы всей семьей отпраздновали Анюткин «дебют». Но вот на второй день она наотрез отказалась идти в группу. Я была в недоумении, мне казалось, что я сделала все, для того чтобы ребенок чувствовал себя в саду, как рыба в воде. В чем же причина? На помощь снова пришла подруга, которая объяснила, что такое поведение характерно для общительных малышек, которые принимают на «ура» все новое, обожают коллектив и достаточно самостоятельны. Но когда эффект новизны проходит, им становится некомфортно. Будучи своенравными, им трудно принять незнакомые «правила игры». Они хотят играть в кубики, а их заставляют спать или усаживают за стол. Они хотят взять игрушку, а ее отнимают другие дети. А главное — рядом нет мамы, некому пожаловаться, не у кого потребовать желаемое. Такие дети как бы медленнее осознают то, что особо чувствительные крохи, попадая в садик, ощущают с первой минуты: свою незащищенность и брошенность родителями. Столкнувшись с первыми проблемами, Анютка сразу решила в садик больше не ходить: ведь режим в подготовительной группе был довольно вольготный…

Подруга посоветовала мне снова походить в садик вместе с Анютой. Она объяснила это так: дети привыкли, что родители устанавливают им «правила игры». То есть если я буду рядом дублировать указания воспитателя, то дочке будет легче их принять психологически. Договориться с воспитательницей не составило большого труда: кажется, она была даже рада моему участию. Скажу только, что вместе мы сходили в садик всего несколько раз, после чего дочка торжественно объявила, что готова остаться в группе без моего присутствия, если… я дам ей с собой свою фотографию. Я не возражала.

Как помочь ребенку?

Существуют общие рекомендации, помогающие ребенку войти в коллектив без стресса. Когда родители следуют им, период адаптации у ребенка может пройти почти незаметно или за совсем короткий промежуток времени.

Конечно, оптимально, если до записи в детский сад вы с малышом будете регулярно посещать подготовительные курсы и занятия при детском саде или развивающем центре, чтобы малыш имел представление о коллективе как таковом. С маленьким ребенком на занятия ходят родители, а малыши постарше обычно занимаются без мамы и папы, самостоятельно. В знакомом коллективе первый раз остаться одному на время занятия значительно проще. Так постепенно у ребенка формируется особое представление о себе как о личности самостоятельной и уверенной в себе.

Если же ребенок посещал курсы, организованные при детском садике, куда он впоследствии будет ходить на полный день, то и педагоги для него окажутся знакомыми. Малыш уже не будет их бояться. Если же вы упустили время и «подготовительные» занятия ваш ребенок не посещал, тоже не беда, подготовить ребенка можно самостоятельно: Регулярно беседуйте с ребенком о садике и его предстоящем поступлении в группу. Расскажите малышу, как сами ходили в садик, что вам особенно нравилось, как там построен распорядок дня.

Когда время пришло, плавно вводите малыша в жизнь детского сада. Сначала приведите ребенка только на прогулку или на пару часов утренних игр, потом оставьте его до тихого часа и, только когда ребенок привыкнет, отведите его в садик на целый день. Старайтесь не испортить первое впечатление ребенка о садике: первым делом (и ни в коем случае не наспех!) лично познакомьте ребенка с воспитателем.

Постарайтесь остаться в группе, пока малыш не найдет себе приятелей по игре. Обязательно попрощайтесь с крохой, расскажите, когда вы за ним придете, что будете делать после… Не запрещайте ребенку брать любые предметы из дома с собой в группу: игрушки, зубные щетки, часы, фотографии… Возможно, обладание именно этой частичкой родного дома придает ребенку уверенности.

В конце концов, если негативное отношение ребенка к садику не проходит, можно попытаться смастерить книжку про то, как ребенок ходит в детский сад. На каждой страничке нарисуйте, как ваша кроха просыпается утром, умывается, завтракает и идет в детский сад, что ребенок там делает, и обязательно включите в книжку странички с приходом мамы и возвращением вместе домой. Читая книжку регулярно, малыш, возможно, научится видеть ситуацию с другого ракурса: не изнутри, а со стороны. И страх отступит.

  • Smru.ua.com © 2013 Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с указание активной ссылки на источник.
  • Яндекс.Метрика