Учим ребенка говорить. Речевое дыхание

Для того чтобы перейти от лепета к полноценным разговорам, малыш должен научиться правильно дышать.

Дыхание младенца очень отличается от дыхания не то что взрослого человека, но даже старшего дошкольника. Дыхание крохи отличает очень слабый выдох, а ведь именно на нем строится речь. Часто малыши выдыхают через нос и рот одновременно и лепечут не только на выдохе, но и на вдохе.

Физиология дыхания

Дыхание настолько естественно для человека, что мы редко задумываемся о том, как протекает этот процесс и каково его значение для речи. Чтобы разобраться в этом, давайте совершим небольшой экскурс в физиологию. Все мы знаем, что дыхание имеет две фазы — вдох и выдох. Именно различие в них делит дыхание на два вида: речевое и неречевое.

Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. При активном смещении акцента в сторону вдоха у человека развивается гипервентиляция легких, вплоть до потери сознания. Более продолжительный выдох как раз характеризует речевое дыхание. Его разновидность — дыхание вокальное — отличает то, что певец благодаря специальным упражнениям достигает умения очень плавно и длительно выдыхать. Направляя при этом струю воздуха в конкретные точки (резонаторы), создающие особую красоту и силу звука.

Дыхание важно для разборчивой речи, то есть оно должно удовлетворять требованиям артикуляционного аппарата и гортани для произнесения определенного звука. Сила дыхания зависит от того, какой звук мы собираемся произнести. Гласные звуки требуют более сильного и продолжительного дыхания, чем согласные.

Чтобы сформировать у малыша правильное дыхание, надо:

• выработать у ребенка умение пользоваться направленной воздушной струей;

• развивать силу выдоха;

• разработать умение регулировать продолжительность вдоха;

• развить способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных или согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов;

• формировать длительность выдоха.

Правила игры

Отрабатывая правильное речевое дыхание, старайтесь соблюдать следующие нехитрые правила.

• Покажите ребенку, что вдыхать надо носом, а выдыхать ртом. При этом соотношение вдоха к выдоху должно быть примерно 1:3. (Конечно, игры на это умение можно предлагать только тогда, когда кроха не простужен и свободно дышит носиком.)

• Губы при выдохе должны быть приоткрыты, как при улыбке, или сложены трубочкой. Поиграйте перед зеркалом в «лягушку» и «слоника».

• Выдох должен быть продолжительным и плавным — в этом вам помогут те игры, в которых силой воздушной струи малыш будет заставлять двигаться или кружиться в воздухе бумажные снежинки.

• Предметы, предлагаемые крохе для поддувания, должны находиться на уровне его рта.

• Следите, чтобы малыш не поднимал плечи.

• При выдохе не надо надувать щеки, воздух при вдохе должен идти не только в верхние, но и в нижние отделы легких.

• Следите за правильной осанкой малыша, он не должен сутулиться или выгибаться в одну сторону.

• Чтобы малыш не заскучал, используйте яркие, красочные картинки, варьируйте игры.

Продолжительность занятий не должна превышать пять минут — ведь в возрасте 1—2 лет деткам трудно концентрировать внимание.

Делайте все упражнения и играйте в игры вместе с малышом. Если у вас есть старшие детки, привлекайте их тоже к дыхательным играм. Дыхательная гимнастика для более старших детишек станет прекрасной профилактикой бронхо-легочных заболеваний, а также средством снять стресс, развить силу голоса, правильную, красивую осанку, выработать четкую артикуляцию.

Начало начал

Как же начать работать над речевым дыханием? Делать это можно уже тогда, когда малыш начал активно распевать гласные звуки — обычно это происходит примерно в полгода. Подхватывайте вокализы своего младенца — это будет стимулировать его повторять их снова и снова, удлиняя и совершенствуя звучание. Но, конечно, основные занятия на развитие речевого дыхания приходятся на возраст после 12—14 месяцев. В этом возрасте малыш может понять и поддержать простенький сюжет, на основе которого вам будет проще придумать игру-упражнение. Покажите малышу, как плачет кукла: «а-а-а-а-а»; как гудит паровоз: «у-у-у-у-у»; как изумленно воскликнет собачка при виде большой косточки: «о-о-о-о!». Затем переходите к двум слитным звукам — например, как зовет маму заблудившийся в лесу медвежонок: «ау-ау!» — и т.д.

Следующий этап — сочетание согласного и гласного звука. Тут вам на помощь придут игры на звукоподражание: наделите всех живущих в вашем доме игрушечных зверят их голосами («мяу», «му-му», «бе-е-е», «гав-гав»).

Сыграйте с малышом в такую игру, подбрасывая его на коленях и напевно рассказывая стишок:

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала принцесса

Кушать пудинг сладкий.

Две собачки (коровки, лягушки и т.п.) у порога

Нам сказали очень строго:

«Гав-гав-гав»

(«Му-у», «ква-ква» и т.п.). К голосам животных присоединяйте гудки машин, самолетов и поездов. Предложите ребенку такую игру, которую для детишек старше полутора лет можно сопровождать движениями, имитирующими действия водителя, распахнутые крылья, качающийся на волнах пароход и т. п.:

На машине ехали — би-би-би, До реки доехали — би-би-би. А на речке пароход — у-у-у, До горы нас довезет — у-у-у. У горы той самолет — вж-вж-вж, Отправляется в полет — вж-вж-вж. Приземлились, приземлились И на поезд припустились — чух-чух-чух-чух! Ууууууу!

Учимся дышать

И конечно же, почаще играйте в специальные игры на развитие дыхания. Делать это надо вместе с малышом, иначе он просто не поймет, чего вы ? от него хотите. Начинайте игру только © тогда, когда и вы, и ребенок в хорошем настроении, вам весело, вы ничем не раздражены и готовы радоваться совместному творчеству! Когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом пусть ветер станет сильнее: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на них подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим. Дети обожают задувать свечки, и не только на именинном торте. Зажигайте иногда специально для крохи ароматические свечи. Главное, чтобы, задувая, он не наклонялся слишком низко, иначе малыш рискует обжечься. Играть можно и в ванной, когда ребенок купается. Сделайте лодочки из бумаги и пустите их в плавание. Предложите крохе устроить «шторм»: пусть на лодочки дует ветер, с каждым выдохом все более сильный. А воинственным мальчишкам можно предложить устроить целое морское сражение и разметать флотилию противника по дальним углам ванны!

Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка «нюхать цветочек» (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»). На дворе лето — сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух. Если же за окном зима, нюхать можно множество «подручных» вещей: мамины духи, папину кожаную куртку, мандариновую шкурку на кухне, шампунь или зубную пасту в ванной… Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например, про семерых козлят), изображайте волка с «толстым» голосом, потом с «тонким», пусть попробует это повторить и сам малыш. В других сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо (как будто все спят, а вы крадетесь по лесу), то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки. Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо), а как большая (громко), пусть ребенок повторит за вами. Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши): Пальчик о пальчик тихо бьем, Пальчик о пальчик тихо бьем. А потом в ладоши громко бьем, Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

  • Smru.ua.com © 2013 Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с указание активной ссылки на источник.
  • Яндекс.Метрика