Учим малыша общаться

Теперь впереди его ждет активное изучение окружающей среды, установление контакта с матерью и внешним миром, изучение себя, психическое, физическое и умственное развитие. Самое время играть и развиваться в процессе игры. Однако многие мамы полагают, что малыш настолько мал, что с ним даже не во что поиграть, да и смысла особого в игре не видят. «Во что можно играть с таким крохой, он еще не умеет ходить, говорить и ничего не понимает. Вот когда подрастет, когда начнет что-нибудь понимать, тогда и поиграем», — рассуждают мамы. Однако тогда играть уже будет поздно, определенный момент развития будет упущен. Вообще, возраст от трех до шести месяцев требует максимального обращения взрослых к малышу, без должного внимания со стороны родителей у малыша может быть задержка развития — когда та или иная функция не развилась в определенный временной период и отстает от нормы.

А иногда слышишь от мам, что в таком маленьком возрасте бессмысленно разговаривать с малышом — он, дескать, все равно не понимает обращенной к нему речи. Но это не так. Кроха не только черпает нужную ему информацию из интонаций, но и пытается вам ответить. Пока это получается только гулением, так называемым комплексом оживления, когда ребенок произносит гортанные «гы», «гхи», радостно улыбается, громко смеется и оживленно двигает ручками и ножками. А вот если с ним не общаться и все делать молча, то у крохи может просто-напросто не сформироваться сама потребность в общении. Он не будет стараться привлечь ваше внимание, не станет издавать никаких звуков, а это грозит задержкой развития речи.

Поэтому, дорогие мамы, давайте будем активно общаться и играть с малышом, помогать ему развиваться. Ведь игра для ребенка — это как работа для взрослого. Как взрослый человек имеет потребность в труде, точно так же ребенку необходимо играть. И ошибочно полагать, что игра — это лишь способ занять любимое чадо, чтобы оно вам не мешало. Игра — это неотъемлемая часть в развитии малыша. Именно играя он и развивается.

Вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров? Тогда играйте с ним!

Я и мир

После третьего месяца жизни мышцы малыша уже окрепли, гипертонус сгибателей уменьшился и кулачки почти полностью разжались. Теперь мышцы действуют слаженно, и постепенно развиваются так называемые локомоции — общие движения тела, в которых задействованы практически все мышцы.

Постепенно большие пальцы рук отделяются от остальных четырех — и развивается хватательный рефлекс. При этом формируется связь руки и зрительного восприятия, движения пальцев начинают осуществляться под контролем зрения. Со временем зрение будет предвосхищать действия пальцев, но сначала появляются первые предпосылки хватания. В 3—4 месяца грудничок тянется к находящимся вблизи от него предметам, протягивая к ним руки. В 4—5 месяцев у малыша уже получается дотягиваться и схватывать предметы. Конечно, сначала его постигают неудачи (ручонки «сталкиваются», а игрушка не взята), но к 5—6 месяцам ребенок уже может четко «направлять» руки и захватывать маленькие объекты с плоской поверхности. Берегитесь, мамы, — теперь ваше чадо будет хватать все, что находится рядом с ним и «плохо лежит»!

Представляете, насколько у крохи увеличились возможности по освоению окружающего мира с развитием хватания! Это крайне важное достижение этого периода, которое будет способствовать дальнейшему физическому и психическому развитию малыша!

Вы, наверное, сразу же задумались: а как можно помочь малышу развить хватание, раз оно такое важное и жизненно необходимое для него? Очень просто — играя! Подвесьте фигурки различной формы и текстуры над кроваткой (шарики, цилиндры, кубики, плюшевых зверей, овощи, грибочки) и дайте грудничку самостоятельно схватить их, проговаривая при этом названия схваченного предмета. Пусть малыш подольше подержит игрушку в ручке и ощупает ее. Также хватание можно развить и с помощью кусочков ткани. Удерживайте лоскут поочередно над левой и правой рукой ребенка. Коснитесь им тыльной стороны ладони, малыш раскроет пальчики и схватит край ткани. Дайте ему возможность подержать ее в руке.

Когда почувствуете, что малыш крепко схватился за ткань, слегка потяните ее на себя. Такая игра укрепит мышцы и пальцы рук и, самое главное, разовьет захватывание.

Также в этот период малыш проявляет внимание к своему телу, он активно исследует себя. Кроха наконец-то узнает, что вот это его рука, а вот это нога, и он может управлять ими. Это позволяет ему установить связь между своим намерением и движением частей тела.

Помогите ему в этом исследовании. Возьмите детские ручки в свои и тихонько похлопайте ими перед лицом малыша, проговаривая все движения, которые вы совершаете: «хлопнем в ладошки», «опустим ручки».

Проведите ручками малыша по своему лицу, погладьте его ладошками свои волосы, щеки, дотроньтесь до носа, до рта. Затем возьмите ручку малыша за локоть, поднимите ее и проследите, чтобы его ладонь коснулась лица, пусть он ощупает свое лицо и сравнит с вашим. Не забывайте называть все, до чего он дотрагивается. Какие еще физические достижения сделает малыш в период с трех до шести месяцев своей жизни? Он научится ползать и сидеть. Подготовка к ползанию начинается еще до трех месяцев, когда мама выкладывает свое чадо на живот, и продолжается до конца шестого месяца. После трех месяцев малыш самостоятельно учится переворачиваться. К концу четвертого месяца появляется первая удачная попытка перевернуться. Вначале кроха поворачивается на бок, а затем — на живот. Чтобы помочь ему в этом непростом деле, поиграйте с ним. Возьмите звенящую игрушку (например, колокольчик) и маленькую картонную ширмочку. Положите малыша на спину. Находясь сбоку от него, закройте игрушку ширмочкой и пошумите ею, чтобы кроха обратил на нее внимание, повернул голову и начал искать источник звука.

Затем уберите ширмочку и подразните малыша, поднеся игрушку к его руке, но не давайте ему схватить ее до тех пор, пока он не перевернется на живот. Помогите крохе завершить поворот, если это необходимо, и дайте схватить игрушку. Затем проделайте то же самое с другой стороны. На пятом месяце жизни ребенок уже сможет переворачиваться и обратно — с живота на спину.

Также к концу этого периода малыш учится сидеть. Сначала он сидит с поддержкой, но уже может самостоятельно удерживать головку. В 4—5 месяцев — уже сохраняет прямое положение головы и спины, а поддержка идет только спереди за руки. И наконец, к концу шести месяцев кроха сидит практически без поддержки. Способность сидеть и проводить время в полусидячем положении очень полезна для малыша. Теперь ему намного легче и интереснее наблюдать за окружающими его предметами. Он может замечать, что происходит вокруг и следить за проходящими мимо людьми. Необходимо помнить, что не стоит обкладывать малыша в сидячем положении подушками. Это сковывает его движения и отрицательно сказывается на его физическом развитии. Лучше посадить кроху в шезлонг с регулируемой спинкой. Также не стоит полагать, что сначала нужно малыша научить сидеть, а потом уже ползать. В этом случае малыш, лежа на животе, окажется в беспомощном состоянии. Он будет плакать и не сможет сделать попыток к ползанию.

Учимся говорить

В этом возрасте малыш уже умеет отыскивать источник звука, узнает знакомые голоса и хорошо знает голос мамы. Дальнейшее слуховое и музыкальное развитие вашего ребенка крайне важно для появления речи. Чтобы грудничок научился различать мелодию и ритм, включайте для него разнообразную музыку: быструю и медленную, громкую и тихую. И вы заметите, как малыш будет двигаться под танцевальную веселую мелодию.

Привлекайте его внимание к звучащим игрушкам, пойте несложные песенки, играйте на каком-нибудь инструменте. При этом яркость и разнообразие музыкальных впечатлений создается не обилием мелодий, а звучанием различных инструментов, поэтому постарайтесь играть на разных музыкальных инструментах: на дудочке, гармошке, свистке. Это повысит устойчивость слухового восприятия вашего малыша.
А за слухом разовьется и речь.

В основе развития речи лежит общение с младенцем и его способность к подражанию и имитации. Научите вашего малыша подражать, повторяйте за ним произнесенные звуки — и он тоже начнет имитировать вас. Он будет внимательно прислушиваться к произнесенным звукам и часто и подолгу повторять их. Как можно чаще общайтесь со своим чадом. Пусть ваша речь будет богата интонациями, предложения при этом используйте короткие, а важные слова выделяйте тоном. Разговаривая с младенцем, меняйте характеристики своей речи: говорите громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или успокаивая малыша. Беседуйте с ним по самым различным поводам, вплоть до обсуждения ваших действий в данный момент.

К пяти месяцам малыш уже различает близких и певуче гулит, протяжно произнося звук «а». Гуление — очень важный компонент развития в этот период. Это начало речевого развития малыша. Поэтому, дорогие мамы, старайтесь всегда реагировать на гуление восторгом и радостью, показывая, что вам это очень нравится. Тогда малыш будет повторять эти звуки снова и снова. Кроме того, кроха начинает использовать гуление как способ привлечения внимания, когда, например, мама отвернулась. Отвечайте на зов малыша. Тем самым вы покажете ему, какой силой обладает человеческая речь и насколько важно уметь говорить. Если на его гуление вы всегда будете обращать внимание, то ваше чадо быстрее научится говорить. Как еще можно стимулировать малыша к развитию речи?

Во-первых, постарайтесь с ним общаться в тишине. Когда ребенок слышит себя, у него повышается голосовая активность и он начинает произносить много звуков даже без внешнего стимула.
Можно поиграть в такую игру. Спойте какую-нибудь песню или сыграйте мелодию на каком-нибудь инструменте. Если в помещении тихо и нет отвлекающих факторов, у малыша появится голосовая активность, он будет произносить много слогов и издавать различные звуки. После этого повторите в течение двух минут гласные звуки и слоги и сделайте паузу, чтобы малыш смог ответить. Играйте так несколько раз подряд. Иногда можно использовать беззвучное артикулирование гласных — это будет вызывать у ребенка соответствующие подражательные движения.

Что умеет малыш?

• лепечет и имитирует слышимые звуки;
• внимательно вслушивается в речь;
• находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
• соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
• перекладывает игрушки из одной руки в другую;
• бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
• перекладывает предметы из одной емкости в другую;
• подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
• учится вставать, держась за опору.

  • Smru.ua.com © 2013 Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с указание активной ссылки на источник.
  • Яндекс.Метрика