Игры с младенцем

Повод для обращения к консультанту по раннему развитию у мамочек обычно одинаков: «Не знаю, как еще с малышом заниматься. Вроде, и массаж, и зарядку делаем. Плюс плаваем. Песенки поем. Книжки он слушать не хочет, начинает капризничать. Клеить какие-то картинки, специальные пособия нет ни сил, ни времени. Что еще можно придумать?»

Крупяной тренажер

А придумать можно многое. Прежде всего, разнообразить «манипуляции», которые вы уже совершаете со своим малышом. Много времени это не отнимет, наоборот, прибавит маме свободы, поскольку ребенок, которому живется интересно и у которого много разнообразных занятий, мало капризничает, лучше ест и спит. Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали две-три недели обычный массаж, можно позаботиться о новых ощущениях. Для этого вам понадобятся различные катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, фасоль, орехи, гладкие палочки.

С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце младенца, если большой — используйте его только для спинки.

Крохе можно предложить и «самомассаж». Для этого на разложенную на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее карапуза. Если малыш уже начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или в нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спину, так и на живот. Младенец будет ползать по крупе, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начните с самой мелкой, например, с пшена. Затем насыпайте гречку или рис, потом круглый горох, а напоследок — кедровые орешки или фасоль. Выкладывать ребенка на крупу надо на непродолжительное время, чтобы у крохи не возникло неприятных ощущений. Если у малыша проблемы с кожей, она легко краснеет и быстро раздражается, крупа должна быть округлой и не колоться. По этой же крупе можно ходить, прыгать и перебирать ножками.

На одном виде крупы младенцу надо дать полежать несколько дней, чтобы он полностью с ней освоился, и только после этого переходить к следующему. А когда вы познакомитесь с 5—6 видами, можно начинать их чередовать. Для этого насыпьте крупы на противни или в неглубокие миски и шагайте с ребенком из одной емкости в другую.

Когда у малыша исчезнет тонус ножек и ручек и он начнет активно ими двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется, крошечные. Но выполнять с ними упражнения можно лишь тогда, когда ваше чадо освоит простые движения. Возьмите маленькие бутылочки (из-под детского йогурта). Налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (скажем, с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам младенца. Теперь он будет тренироваться с поднятием тяжестей. Когда этот вес будет «взят», увеличьте количество воды в бутылочке до половины. А через несколько дней заполните бутылку водой целиком. Если видите, что ребенку тяжело, снизьте вес. Вместо воды можно использовать песок или крупу.

Чем пахнет мир?

Хорошим «пассивным» развивающим занятием является знакомство с запахами. Известно, что младенцы отличают мать, прежде всего, по этому признаку. Пока малыш блаженствует в кроватке, вы можете познакомить его с различными запахами. (Правда, делать это надо очень аккуратно, чтобы у ребенка не возникло аллергии.) Вам понадобятся ароматные палочки, эфирные масла и аромалампа. Начинать лучше с четких, ярких запахов фруктов (например, цитрусовых; как известно, они и на психику влияют очень положительно).

Проветрите комнату, чтобы к даваемому запаху не примешивались ароматы кухни или чьей-либо парфюмерии. Капните в лампу несколько капелек и зажгите ее. Дайте малышу побыть в «ароматном мире» минут 20—30, после чего уберите аромат. Такие занятия хорошо проводить перед прогулкой, за время которой вы сможете хорошо проветрить комнату, чтобы запах не застревал в ней.

За один раз вы даете только один запах. Одновременно можете рассказать младенцу, что это за фрукт, как он выглядит, а может, даже показать и дать подержать, если ребенок уже освоил это действие. Таким образом, малыш будет получать знания о мире, в который он пришел.

Театр одной мамы

Чтобы ребенок с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать образно и эмоционально. Можно даже устроить маленький кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме.

Примерно с 2—3 месяцев дети с восхищением следят за яркими зверушками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм.

Позднее таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, радуясь вместе с вами вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели проблем с запоминанием большого количества рифмованного ритмизированного текста (а вы не мучались в школе, заучивая стихи?!), у них был лучше развит фонематический слух, отмечалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

Капризы вместо игр?

Если ребенок капризничает, когда вы предлагаете ему играть, это может быть вызвано рядом причин. Может, он устал и хочет есть, или ему не нравится грязный подгузник — подобные вещи легко обнаружить и устранить. Чаще всего младенцы не хотят играть, когда мама делает это чисто формально, не вкладывая душу в предлагаемое занятие. Кроха чувствует, что ему предлагают нечто скучное и неинтересное, и протестует.

Мамам, у которых много забот и мало времени и сил, лучше поиграть с малышом в одну игру, но, выкладываясь целиком, на все сто, чем вяло предлагать карапузу десяток, мысленно витая совсем в другом месте. К сожалению, нередко бывает, что мать и дитя не совпадают по темпераменту и информационным потребностям.

Если ребенок активнее своей родительницы, ему будет скучновато, и маме придется «напрягаться», чтобы удовлетворить потребности любимого чада. Но гораздо хуже, если активнее мама. В этом случае нагрузка может оказаться для крохи столь чрезмерной, что повлечет за собой невротические расстройства. Поэтому мама должна учитывать психические особенности младенца и идти вслед за ним, а не навязывать свою волю.

И, конечно же, мамам, занимающимся развивающими играми, следует помнить, что развитие должно быть направлено на все стороны психической, физической, эмоциональной и интеллектуальной жизни малыша, а не сосредотачиваться на одной из них.

  • Smru.ua.com © 2013 Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с указание активной ссылки на источник.
  • Яндекс.Метрика